17 февраля в Доме Российского исторического общества открылась выставка «350 лет отечественному государственному судостроению. Штрихи к истории», организованная фондом «История Отечества», АО «Объединенная судостроительная корпорация» и Российским историческим обществом при участии Российского государственного архива Военно-морского флота, Российского государственного архива древних актов, Государственной публичной исторической библиотеки России и Библиотеки Российской академии наук, а также АО «Адмиралтейские верфи» и Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря.

В год 350-летнего юбилея отечественного государственного судостроения планируется проведение целого ряда мероприятий, посвященных истории русского флота, как военного, так и торгового. Организованная выставка, а также круглый стол, посвященный актуализации истории отечественного судостроения, и проведенный в день открытия экспозиции, стали первыми в числе мероприятий, чья задача – осветить историю целого ряда многочисленных промышленных отраслей, имеющих глубокие исторические корни. Судостроение стало первой темой, предваряющей цикл выставок и культурно-исторических проектов, рассказывающих об истории развития и становления других отраслей: железнодорожного дела, металлургии, оказавших влияние не только на социальную сферу, но отражающих тенденции и дух времени различных исторических эпох.

{phocagallery view=category|categoryid=130|limitstart=0|limitcount=0}

Экспозиция представляет собой собрание документальных материалов и изображений, повествующих о различных страницах истории русского военного флота. Характеристика, данная выставке Сергеем Нарышкиным, посетившим экспозицию в день открытия и возглавившего работу на круглом столе: «небольшая, но очень точная», действительно отражает суть отобранных для освещения темы экспонатов.

«Флагманом» экспозиции стал российский военный корабль «Орел», связанный со многими важными эпизодами истории нашей страны. Cогласно фактам, подтверждаемым данными из актов приходно-расходной книги, хранящейся в РГАДА, именно над палубой Орла впервые взвился российский триколор. Таким образом, первый корабль становится, по мнению участников конференции, не только экспонатом, пронизанным духом истории, но экспонатом-символом становления российской государственности.

2

В заседании, посвященном истории отечественного кораблестроения и современной актуализации памяти об этом институте, а также проблемам и вопросам отрасли, приняли участие ведущие эксперты, представители научного исторического сообщества и культурно-общественных организаций, а также государственных структур. В их числе председатель РИО Сергей Нарышкин, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель директора ГТК «Телеканал Россия» Сергей Брилев, директор Института археологии РАН, член президиума Совета РИО, академик Николай Макаров исполнительный директор, председатель правления Фонда "История Отечества", член правления Российского исторического общества Константин Могилевский, директор Института российской истории РАН, член президиума Совета РИО Юрий Петров, президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, генеральный директор Музея мирового океана Светлана Сивкова, и многие другие.

Актуальность исторического опыта изучения внешних: торговых, военных и культурных связей, неразрывно имеющая корреляцию с тематикой судостроения, неоднократно звучала в выступлениях экспертов круглого стола. «Для того чтобы понимать, куда нам двигаться дальше, не лишним было бы посмотреть на те периоды, когда у нас были трудности, и на те, когда у нашей страны были большие достижения», – вице-президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Джахан Поллыева.

{phocagallery view=category|categoryid=129|limitstart=0|limitcount=0}

Также одной из тем, так или иначе затронутой всеми спикерами, стал вопрос необходимости сохранения историко-культурного наследия России, а также широкой популяризации результатов исследовательской и охранной деятельности. «Корабельное дело давно стало явлением русской культуры, одновременно являясь важным фактором нашей истории», – сказал в своем выступлении Алексей Рахманов, президент «Объединенной судостроительной корпорации». Николай Макаров, директор ИА РАН добавил, что «юбилей дал только импульс… мы должны рассказать о том, что уже сделано учеными в России, ведь эта работа заслуживает более широкого общественного внимания». «Это одно из первых мероприятий, проводимых фондом «История Отечества». Совсем недавно фондом был запущен конкурс проектов, также соответствующий задаче поддержки популяризации истории», – также отметил академик.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров поблагодарил Российское историческое общество и фонд за возможность «глубоко изучать историю нашей промышлености». «Мы должны избежать ошибок при формировании современного облика отечественной индустрии», – обозначил министр значение исторической экспертизы при создании актуальных проектов и видения вектора развития современной России.

История протекционизма и экономических санкций, промышленных войн, неразрывно связанная с историей отечественного судостроения, показательна для понимания современных реалий, а потому экспозиция обещает быть удачным примером научного осмысления исторического наследия нашей страны, актуального для разрешения вопросов современности.

Использован материал сайта rushistory.org

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ

© 2013 - 2024. Церковный музей Новодевичьего монастыря Русской Православной Церкви