Настоящим расцветом стали для Новодевичьего монастыря годы регентства царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Она сделала обитель на Девичьем поле своей загородной резиденцией и энергично занялась её украшением. Тогда-то и сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль, поражающий своим поистине царским великолепием.

Смоленский собор с его лаконичными формами позднего средневековья с четырех сторон обступили богато декорированные храмы и здания в стиле московского барокко: с запада - трапезная с Успенской церковью, с востока – колокольня, с севера и юга – Преображенская и Покровская надвратные церкви с Лопухинскими и Мариинскими палатами.

Храмы в плане образуют правильный обращённый к востоку крест, в центре которого находится собор. Главная тема архитектурного убранства обители – контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красным фоном стен. Законченность и стилистическое единство ансамблю придают белые зубчатые стены и башни, с декоративными навершиями в виде корон.

СТЕНЫ И БАШНИ обители, поставленные царем Борисом Годуновым, при Софье были укреплены и расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина – до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен: четыре круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с прилегающими к ним стрелецкими караульнями, а остальные восемь – 4-угольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.

СМОЛЕНСКИЙ СОБОР (1524-1525) – древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, окруженный с трех сторон широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии. В диаконнике собора находился престол в честь Архангела Гавриила, небесного покровителя Василия III.

Основными темами настенной росписи, относящейся к концу XVI века, являются Акафист Пресвятой Богородице, Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе. В люнете над восточной аркой видна монументальная фреска Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм. На столпах собора изображены святые воины-мученики, благоверные русские князья и византийские царицы, мученицы и преподобные жёны. 

К годуновскому времени относятся иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, а также украшенные орнаментальной росписью тябла иконостаса. Роскошная вызолоченная рама с 84-мя колонками в виде виноградных лоз, выполненная мастерами Оружейной палаты в технике «флемской» сквозной резьбы, была сделана при царевне Софье, в 1683-1685 годах. Тогда же к пяти рядам годуновских икон сверху был добавлен страстной ряд, разобранный в начале XX века при реставрации собора.

В местном ряду иконостаса находятся вкладные иконы русских государей. Слева от царских врат: образ Богоматери Одигитрии Смоленской - список с древней чудотворной иконы*, дарованной обители ее основателем, Василием III; образ Иоанна Предтечи, небесного покровителя Ивана IV и Ивана V; образ благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба - патрональных святых Годунова. Справа от царских врат – иконы Господа-Вседержителя, с припадающими Иоанном Предтечей и апостолом Петром, покровителями Ивана V и Петра I и образ избранных святых, соимённых членам семьи царя Алексия Михайловича – моленный образ царевны Софьи Алексеевны.

Иконостас южного Софийского придела собора по замыслу венценосной ктиторши был посвящен теме женской святости. Здесь в деисусном чине мастера во главе со знаменитым Фёдором Зубовым пошли на уникальную замену, вместо апостолов изобразив русских благоверных княгинь и преподобных жён. В местном ряду были помещены иконы святых мучениц Софии и Феодосии. Храмовой иконой этого придела стал образ святой Софии с дочерьми-мученицами Верой, Надеждой и Любовью. В настоящее время все иконы находятся в фондах Государственного исторического музея.

ПАЛАТЫ ЦАРИЦЫ ИРИНЫ ГОДУНОВОЙ С АМВРОСИЕВСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ – после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители. Во второй половине XVI века представлял собой отдельно замкнутую усадьбу, построенную, вероятно, для княгини Ульяны Удельной (в монашестве Александры), позже принадлежавшую царице Ирине Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.

ТРАПЕЗНАЯ ПАЛАТА С УСПЕНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ (1685-1687) представляет собой уникальное по тем временам сооружение - обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высоком подклете. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви. Её иконостас, выполненный в западной манере, так называемым «фряжским письмом», под руководством и при участии известного мастера Оружейной палаты Карпа Золотарёва, находится в фондах Государственного исторического музея. В 70-е годы XX века в храме был установлен иконостас конца XVII-начала XVIII века из разрушенной церкви Успения на Покровке. На втором ярусе Успенского храма находится придел Сошествия Святого Духа. Здесь сохранился иконостас XVIII века, который в настоящее время экспонируется в Ирининских палатах.

Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости в начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту Казакова, церковь приобрела нынешний облик.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1687-1688), построенная над святыми (северными) воротами, является как бы «визитной карточкой» Новодевичьего монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон, завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками. С запада к Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Елены (Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I). В Преображенской церкви сохранился резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. В их подборе нашла отражение державная идея, занимавшая царевну Софью. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой, покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича.

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1683-1688) возведена над южными воротами монастыря. Она не столь величественна как Преображенская, но не менее оригинальна. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна. Иконы этого храма, выполненные царским изографом Кириллом Улановым, находятся в фондах Государственного исторического музея.

Одновременно с Лопухинскими и Мариинскими палатами в монастыре были построены три каменных здания для сестер. Вдоль северной стены - обширные каменные кельи для монахинь «крылошанок», названные Певческими палатами, а по восточной – корпуса Казначейский и Больничный.

КОЛОКОЛЬНЯ (1687-1689)** построена в последний год правления царевны Софьи, имеет высоту 72 метра и состоит из шести ярусов восьмериков, окруженных галереями с белокаменными балюстрадами. Третий и пятый ярусы занимают звонницы. В нижнем находилась церковь преподобных Варлаама и Иоасафа***, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны. На втором ярусе была церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которую после 1812 года перенесли в трапезную часть Успенского храма.

 


 

* В настоящее время - в Музеях Московского Кремля

** Для её строительства была разобрана обветшавшая церковь над гробницей царевны Анны, первенца Ивана Грозного. Её останки были перезахоронены в крипте под алтарём Смоленского собора.

*** Преподобные Варлаам и Иоасаф, царевич Индийский, по замыслу царевны Софьи должны были служить символическими образами царя Ивана Алексеевича и его учителя Симеона Полоцкого, белорусского богослова и поэта. Сохранившиеся иконы храмовых святых имеют портретное сходство со своими прототипами.

КАЛЕНДАРЬ

© 2013 - 2024. Церковный музей Новодевичьего монастыря Русской Православной Церкви