56000 b9 апреля, в Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Ювеналий в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении духовенства обители совершил вечерню с Литургией святителя Василия Великого. После сугубой ектении Владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Его Высокопреосвященство рукоположил Дионисия Пономаренко в сан диакона, а диакона Димитрия Оселедеца во пресвитера.

По окончании Божественной литургии митрополит Ювеналий обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом:

«Дорогие и возлюбленные братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем последнюю встречу ветхозаветной Пасхи Господа со Своими учениками, Его Тайную Вечерю и установление Таинства Святого Причащения. Я горячо и сердечно поздравляю вас и рад, что в этот день вы в храме Божием сподобились причаститься Святых Христовых Таин во оставление грехов и залог вечной жизни.

Вспоминая это священное событие, мы обращаем внимание на то, как проходила эта Тайная Вечеря. По обычаю востока, когда люди приходили с пыльных улиц, прежде, чем войти в помещение, рабы омывали им ноги. И нам понятно, почему, когда Христос начал умывать ноги ученикам, апостол Петр сказал: „Не умоешь ног моих вовек“ (Ин. 13; 8) потому что он не мог представить, что Господь и Владыка всех, их Божественный Учитель снизойдет до того, что будет им умывать ноги. А Господь ответил: „Если не умою тебя, не имеешь части со Мною“ (Там же). И пламенный Петр воскликнул: „Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову“ (Ин. 13; 9). Господь показал, что это был не простой акт вежливости и смирения, а это урок всем, кто захочет в своей жизни подражать Христу и исполнять Его заповеди. И мы из своей жизни знаем, как гордость мешает нам жить, и как трудно показать перед ближними и дальними своими смирение. А Господь, зная сердце человека, сказал: „Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу“ (Ин. 13; 14). Здесь речь идет о символических действиях, в которых заключается глубокий смысл наших взаимоотношений друг с другом — в смирении, служении и терпении. И можно поражаться долготерпению Спасителя, когда на Тайной Вечери он говорит Своим ученикам: „Один из вас предаст Меня“ (Ин. 13; 21). И все спрашивали один за другим, ни я ли Господи? И один из учеников, Иуда, который ходил уже вчера к иудеям и сказал им: „Что вы мне дадите, чтобы я его предал?“. Ему предложили ничтожную сумму тридцать серебренников — цену раба. И он тоже спрашивает: „Не я ли Господи?“. А Господь, до конца проявлявший терпение и любовь, говорит — „Ты сказал это“ (см. Мф. 26: 15, 22–25), т. е. ты предашь. И тем не менее он участвует в этой вечере и Господь, в символической трапезе преподавая хлеб и вино, говорит слова, которые всем нам известны. И сегодня много раз за Божественной литургией совершалась молитва в которой говорилось: „Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем“. О чем мы молимся? О том, чтобы не повторить путь предателя и распинателя Христова, изменника Иуды. А ведь мы так порой и идем этим путем, потому что, если бы не было так, мы бы не приходили на исповедь, ни каялись в этом. Но горе нам, если мы после исповеди не исправляемся и вновь повторяем эти грехи. Господь милосердый принимает всегда наше покаяние. И вчера я говорил об этом — первый, кто сподобился войти в Царство Небесное — это раскаявшийся разбойник, который уже перед смертным часом на кресте обратился к Господу со словами: „Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое“. И Христос ответил: „Ныне же будешь со мною в Раю“ (см. Лк. 23; 42–43). Вот какое великое милосердие Божие каждому из нас! Вот как Господь долготерпит грехи наши! Как Он прощает всем кающимся! И будем, братья и сестры, дорожить этим залогом вечной жизни, которую Господь дает нам на земле, когда мы за Божественной литургией участвуем в Тайной Вечере Христовой и причащаемся Пречистого Тела и Честной Крови Христовой во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Аминь».

В этот же день вечером Владыка митрополит совершил утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий.

Использован материал сайта www.mepar.ru

КАЛЕНДАРЬ

Иерон Мелитинский, мч.
7 ноября / 20 ноября

Седмица 25-я по Пятидесятнице. Мучеников в Мелитине. Прп. Лазаря Галисийского (1053).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

© 2013 - 2017. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви