1116 мая, в субботу 5-й седмицы по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Егорьевский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Илиан (Востряков); епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман, благочинный монастырей Московской епархии; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской православной духовной семинарии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; игумен Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального монастыря; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне; протоиерей Алексий Михаленя, временно исполняющий обязанности секретаря Московского епархиального управления; духовенство Москвы и Московской области.

На богослужении присутствовали руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В. В. Черников, председатель Московской областной думы И. Ю. Брынцалов, игумении и насельницы женских монастырей, многочисленные паломники из Москвы и Московской области.

Богослужебные песнопения исполнил хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под управлением Т. И. Королевой.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Затем прозвучали прошения об упокоении душ «приснопамятных рабов Божиих, за веру и правду в годы лихолетия и гонения на Церковь Христову страшные страдания и истязания претерпевших и на месте сем жизни свои мученически скончавших архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, их же имена Ты Сам, Господи, веси».

Проповедь перед причастием произнес епископ Дмитровский Феофилакт.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

По завершении Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молебен святым новомученикам и исповедникам Российским и заупокойную литию по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне.

Настоятель храма на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа приветствовал Святейшего Патриарха:

«Ваше Святейшество!

Сегодня по Вашему благословению мы собрались здесь, чтобы прославить тех, кто пострадал в годы лихолетия на этом страшном, но святом месте.

Обычно это богослужение совершается в четвертую субботу по Пасхе, но в этом году эта суббота совпала с Днем Победы. Мы были свидетелями того, как многие наши соотечественники почтили память тех, кто в страшные годы войны встал на защиту нашего Отечества, и многие из них положили „души своя за други“. А сегодня мы собрались здесь, чтобы прославить тех, кто в страшные годы лихолетия встал на защиту Православной веры, Церкви Христовой, многие из которых пострадали даже до смерти. И мы верим, что именно их предстательством в настоящее время наша Русская Церковь под Вашим мудрым водительством возрождается. Именно их молитвенный труд, их мученический подвиг является тем основанием, на котором живет и развивается наша Церковь. И в этот святой день позвольте, Ваше Святейшество, преподнести Вам это пасхальное облачение. Оно, с одной стороны, пасхальное, а с другой, крестовое, потому что, если не было бы крестных страданий нашего Спасителя, не было бы и Воскресения, подобно тому, как, наверное, без страданий новомучеников не было бы и того возрождения нашей Церкви, которое мы сейчас переживаем. Христос Воскресе!».

Затем Его Святейшество обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры!

Только что настоятель этого храма, отец Кирилл, сказал очень правильные слова, что новомученики и исповедники были как защитники Родины. Когда в Великую Отечественную войну погибали воины и даже мирные жители, охраняя Отечество, они отдавали жизнь не только за землю, за воду, за воздух, за деревья, они, скорее всего, даже не за это отдавали свою жизнь. Не за фабрики, не за заводы, не за мосты, которые с легкостью взрывались и партизанами, и нашими войсками при отступлении, когда нужно было помешать врагу эффективно действовать. А что же тогда означает Родина? За Родину отдавали жизнь, понимая под Родиной некую великую святыню. Во-первых, овеянную жизнью родных и близких людей на протяжении веков. Во-вторых, как то место, где сформировалась нация, лучшее, что этой нации присуще, потому что худшему не покланяются и за худшее не отдают жизнь. Жизнь отдают за самое лучшее. И этим самым лучшим было то, что жило в сердцах наших воинов, мирных оборонителей нашей земли, тех, кто в своих руках даже оружие-то не держал, но кто всячески способствовал и содействовал победе, зная, что, не смотря на огромные скорби, и гонения на Церковь и несправедливые репрессии, именно в этом месте было нечто возвышенное и святое, которое отображалось в сердцах и умах людей различными образами, но все сводилось к некой доминанте жизни, ради которой люди готовы были свою жизнь отдать. И поскольку эту доминанту нельзя пощупать, нельзя потрогать, нельзя осязать, то это значит, что она принадлежит не физическому миру, а миру духовному. На современном языке мы нередко пытаемся описать это нечто как систему ценностей, хотя слова, безусловно, ущербные, потому что за какую-то искусственную систему ценностей никто бы жизнь свою отдавать не стал. Отдавали именно за эту невидимую глазом, неосязаемую духовную силу, духовную сердцевину народной жизни, когда при слове „Родина“ у людей катились из глаз слезы, при всем понимании того, что так много было тяжкого и даже безобразного в жизни Родины. И в этом смысле подвиг тех, кто погиб, защищая Отечество, и подвиг тех, кто в мирное время погибал за то же, за ту же самую духовную сердцевину жизни нашего народа он соединяется. Это некий общий подвиг, и без одного может быть и не было бы другого. Откажись эти сонмы новомучеников и исповедников от веры, от Христа, от Церкви, стань они в ряды хулителей, может быть и у народа не хватило бы никакой духовной силы сопротивляться врагу. Поэтому с религиозной точки зрения жертва, отданная за жизнь Отечества, за ту самую духовную сердцевину отеческой жизни, как и подвиг новомучеников соединяются в великую жертву Богу, принесенную за спасение нашего Отечества.

В сегодняшнем Евангелии мы находим такие сложно понимаемые на этом месте слова, если их услышит человек невоцерковленный: „Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек“ (Ин. 10: 27, 28). И скептики, взирая на эти страшные расстрельные холмы, могут сказать: как же так? А вот и погибли, и нет этих овец, и шли на голос, а жизни-то нет, они погибли. Вот эту трагедию человеческой смерти, где бы и как бы она не происходила, невозможно осмыслить, даже с точки зрения здравого человеческого ума, вне Пасхальной вести. Господь говорит, что никто, кому дана жизнь вечная, никто из овец, кто слышит Его голос и идет за Ним, никогда не погибнет. Это значит, что смерти нет. Это значит, что каждый, кто в рядах идущих за Богом, обретает бессмертие. И это не какое-то эпическое бессмертие, выражаемое в поэтических или неких рациональных категориях безбожной мысли, но это реальное бессмертие, реальная вечная жизнь, а она существует, и каждый, кто слышит голос и идет за Пастырем Спасителем, обретает эту вечную жизнь. А иначе была бы абсолютно не понятна ни многомиллионная жертва нашего народа в Великой Отечественной войне, ни многотысячные жертвы ни в чем не повинных православных христиан, ставших на защиту веры, ни что это не возможно было бы охватить разумом и понять, если исключить из нашей жизни пасхальное измерение, она превращается в бессмысленность. Не было бы никакой миссии, потому что все было бы подвержено осмеянию и разрушению. Но бессмертие, которое Христос дарует нам через Свое Воскресение, абсолютно меняет систему координат, систему жизненных ориентиров. Человек живет вечно тогда, когда он идет за Богом. А что же те люди, которые за Ним не идут и живут не в соответствии с Его законом и творят зло? Что тогда с сотнями мучителей, палачей, которые здесь убивали не в чем не повинных людей? А что же тога с теми, кто не глядя подписывал эти страшные расстрельные списки? С теми, кто развязал войну против нашего Отечества, бросив в топку войны миллионы и миллионы жизней? Они тоже бессмертны? Нет. Потому что то, что их ждет за гробом, нельзя назвать жизнью. Страшная вечная мука — это не жизнь. Иногда даже в быту, будучи огорчены какими-то обстоятельствами, мы говорим: „Ну, послушайте, ну это же не жизнь!“. Мы просто не понимаем то, что говорим. Не жизнь там, за гробом у людей, которые разрушили и попрали Божественный закон, которые сознательно ему противоборствуют, которые соблазняют людей, которые пытаются за собой повести миллионы, чтобы погубить их и для этой жизни, и для жизни грядущего века. Именно пасхальное евангельское чтение у гробниц новомучеников и исповедников помогает нам понять смысл дивных слов Спасителя о том, что каждый, кто за Ним идет и кто слушает Его голос, наследует Жизнь Вечную. И дай Бог всем нам не по заслугам нашим, а по милости Божией, по вере нашей сподобится этой Вечной Жизни с теми, кто погиб за правду, кто погиб за Родину, кто жизнь свою отдал „за други своя“. Аминь!».

Использован материал сайта mepar.ru

КАЛЕНДАРЬ

Петр Афонский, прп.
12 июня / 25 июня

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734).
Обре́тение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV–XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).
Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33.  Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.  Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Устав соединения воскресной службы со службами святых или праздников изложен в 3, 4 и 5-й главах Типикона.

© 2013 - 2017. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви