photo 1

13 марта, в Прощеное воскресенье, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем чин прощения.

По окончании вечерни Его Высокопреосвященство обратился к духовенству и собравшимся богомольцам с напутственным словом:

«Всечестные отцы, дорогая матушка игумения, сестры святой обители! Дорогие и возлюбленные братья и сестры!

Мы стоим на пороге Великого поста, и я рад, что в этот воскресный вечер мы находимся в древней обители, чтобы испросить Божие благословение на предстоящий подвиг Святой Четыредесятницы. C древних библейских времен люди в определенное время принимали на себя пост. Это известно и о святом пророке Моисее, и о пророке Илии, но для нас, новозаветных людей, примером является Господь наш Иисус Христос, Который после Крещения в Иордане удалился в пустыню и сорок дней прибывал в посте и молитве.

Пост Святой Четыредесятницы установлен от апостольских времен и приурочен ко времени, предшествующему воспоминаниям страданий Господа нашего Иисуса Христа, а также празднику Святой Пасхи. В этот период мы каемся в собственных грехах, просим у Господа прощения. А как нужно каяться, как нужно поститься? Ведь пост — не самоцель, это средство, которое помогает нам успешнее осуществить желания нашего сердца. Святая Церковь напоминала нам о том, что нужно правильно молиться. А как нужно молиться? Этой молитве необходимо научиться, не только читая по молитвослову известные молитвы, но проникшись глубоким чувством своей греховности и своего недостоинства и прося у Господа прощения. Когда мы таким образом подходим к молитве и чувствуем глубину своего падения, то есть опасность прийти в отчаяние. Но Святая Церковь словами Христа Спасителя научает нас, что Господь принимает всех кающихся грешников. Об этом говорится в притче о блудном сыне — о том сыне, любимом, пользовавшемся у отца всеми благами, который захотел свободной жизни. Воспользовавшись этой свободой, он погряз в грехах и стал нищим. Вспомнив о своем отце, у которого жил в достатке, он решил: „Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих“ (Лк. 15: 18, 19). И Христос говорит в этой притче, что, когда отец еще издали увидел приближающегося сына, тот „мил ему бысть“ (Лк. 15: 20). Не с ненавистью, не с осуждением, а с отеческой любовью он сам направился к нему навстречу, заключил его в свои объятия, повелел дать ему лучшую одежду и устроить торжественный пир. „Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся“, — говорит Господь (Лк. 15:10). Это нам, братья и сестры, напоминание. Мы порой бываем хуже этого сына, оставившего отчий дом. Мы крещены, именуем себя христианами, показываем людям свое благочестие, а в душе хуже этого юноши, потому что не исполняем заповеди Божии, не имеем в своем сердце любви, милосердия, сострадания. В прошлое воскресенье те, кто был в храме, слышали, как Господь говорил о том, что ожидает нас в будущей жизни, когда Он во второй раз придет на землю судить живых и мертвых. Он будет делать это не по внешнему нашему поведению, а по нашим делам. Если мы посетили больных, находящихся в заключении, если мы оказали милосердие нуждающимся, Господь призовет нас в Свое вечное Царство, а если мы не сделали этого, то тогда Он скажет: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. … Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне“ (Мф. 25: 41, 45). Вот какие мысли приходят на пороге Великого поста. Мы должны возблагодарить Бога за то, что Он дает нам время на покаяние, указывает нам путь спасения. И в этот момент, прежде чем просить у Бога прощения, мы должны примириться между собой, потому что внешне мы, может быть, показываем и свое благочестие, и уважение, а в сердце всего этого нет. Нам нужно предочистить свое сердце от всякой скверны. Начнем с себя, покажем пример не только на словах, но постараемся и делами своими последовать призыву Господа исполнять заповеди Божии и дела милосердия. И в этот момент я мысленно обращаюсь к духовенству Московской епархии, ко всем верным чадам её и к вам, прося прошения, чем согрешил: словом, делом, помышлением и всеми своими чувствами, и прошу у всех прощения».

Владыка митрополит прочитал молитвы на начало Великого поста, после чего каждый из молящихся испросил у него архипастырское благословение.

 

Использован материал сайта mepar.ru

КАЛЕНДАРЬ

Иерон Мелитинский, мч.
7 ноября / 20 ноября

Седмица 25-я по Пятидесятнице. Мучеников в Мелитине. Прп. Лазаря Галисийского (1053).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

© 2013 - 2017. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви