28 – 29 января 2014 года в московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре проходила работа направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней» XXII Международных образовательных Рождественских чтений.

В актовом зале Сретенской семинарии собрались более 150 участников − архиереи Русской Православной Церкви, наместники, игумены и игумении, насельники столичных и епархиальных обителей, а также гости, прибывшие из Греции, со Святой Горы Афон, из Сербии, США и Великобритании.

Утреннее пленарное заседание открыл Высокопреосвященный Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ).

В первой части заседания вниманию присутствующих были предложены три доклада:
«Традиция исихазма и ее значение для современного монашества» − митрополита Горийского и Атенского Андрея (Гвазавы) (Грузинская Православная Церковь);
«Истоки киновиальной жизни − общежития древних отцов (прп. Пахомий Великий, Савва Освященный, Феодор Студит, Афанасий Афонский)» − архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон);
«Значение опыта Богопознания для современного монашества» − иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания.

Исихазм как предмет богословских размышлений Высокопреосвященного владыки Андрея был представлен им в качестве основополагающей традиции, самой сути восточно-православного монашества и главного пути богоискания и богопознания. Как доказательство непрерывности традиций исихазма, Его Высокопреосвященство вспомнил великих подвижников новейшего времени, живыми духовными нитями связанных с преданием, хранимым Святой Горой Афон – архимандрита Емилиана (Вафидиса) и архимандрита Софрония (Сахарова). «Исихазм сегодня имеет особое значение для современных монахов, как путь трудный, но безошибочно ведущий ко Христу, к любви ближнего, к познанию окружающего нас мира и гармонии с ним», − заключил митрополит Андрей, подчеркнув при этом, что в монастырях нужно создавать условия для правильного духовного возрастания.

Фундаментальный доклад настоятеля афонского монастыря Симонопетра архимандрита Елисея дал слушателям возможность прикоснуться к живой святоотеческой традиции, которая, по Божией милости, хранима Святой Горой несмотря на любые трудности и периоды испытаний. В своем выступлении отец архимандрит обратился к опыту и наставлениям великого афонского старца Емилиана (Вафидиса), настоятеля монастыря Симонопетра с 1973 по 2000 г. «Монастырь – шатер Бога, населенный человеками, здесь всё уготовано для осуществления брака Бога и человека», – говорил геронда Емилиан. «Исихия в общежительном монастыре» − так можно было бы определить основную мысль докладчика, с одной стороны, признающего идеальность этого положения, с другой – убежденного в необходимости усилий и трудов по его достижению.

В продолжение выступления архимандрита Елисея, основная мысль доклада иеромонаха Николая (Сахарова) заключалась в том, что духовный отец, наставник, старец сам прежде всего должен являть собой образец Христовой любви – благодаря этому выстраивается вся внешняя и внутренняя жизнь монашествующих. Послушание истинно и плодотворно, только когда оно основано на любви, уважении и благоговении. Там, где всему предшествует любовь, − и строгость не воспринимается как насилие.

На следующий день состоялся круглый стол на тему «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций». Заседание проходило под председательством архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (РПЦЗ), куратор – игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Первое выступление было посвящено сербским подвижникам – носителям традиции исихазма. Докладчик − архимандрит Кирилл (Бойович), Цетинский мужской монастырь (Сербская Православная церковь, Черногорско-Приморская митрополия). В своем докладе архимандрит Кирилл представил историческую ретроспективу опыта духовного делания в Сербии, раскрыл изначальные тесные связи сербских подвижников с наследием раннехристианского монашества, богоносных афонских старцев, русского старчества XVIII−XIX вв.

Доклад игумении Мелании, настоятельницы монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция, Салоники) — «Наследие древних отцов и современный опыт делания умной молитвы».

Выступления на круглом столе архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря («Псково-Печерские старцы и духовное преемство»), игумении Сергии (Конковой), настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря («Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры») и игумении Магдалины (Полын), настоятельницы Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря в Риге («Игумении-старицы Свято-Троице-Сергиевой Рижской обители») объединило стремление воссоздать и сохранить примеры высокого монашеского служения в России советской эпохи. Это служение оказалось возможным благодаря силе веры и силе духа таких замечательных личностей, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Серафим (Шинкарев), игумения Магдалина (Жегалова) и других «проводников воли Божией», как сказала о них игумения Сергия.

В ходе заседания в президиум неоднократно поступали вопросы из зала.

На состоявшемся после перерыва заключительном заседании был принят итоговый документ, в котором участники направления выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение работы направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней» в рамках ХХII Международных Рождественских образовательных чтений; архимандриту Тихону (Шевкунову), наместнику Сретенского монастыря за организацию проведения Чтений и прием участников в Сретенской духовной семинарии; а также председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, митрополиту Горийскому и Атенскому Андрею, архиепископу Берлинско-Германскому и Великобританскому Марку, епископу Борисовскому Вениамину, архимандриту Елисею, настоятелю монастыря Симонопетра (Cвятая Гора Афон), архимандриту Варфоломею, настоятелю братства монастыря Эсфигмен (канонического) (Святая Гора Афон), архимандриту Тихону (Секретареву), наместнику Псково-Печерского монастыря, архимандриту Макарию (Веретенникову) (Свято-Троицкая Сергиева лавра), иеромонаху Николаю (Сахарову) (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе, Великобритания), игумении Мелании, настоятельнице монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция), игумении Сергии (Конковой), настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, игумении Магдалине (Полын), настоятельнице Рижского Свято-Троицкого Сергиева монастыря за содержательные доклады и комментарии, позволившие всем участникам приобщиться к святоотеческой традиции и еще раз осмыслить правила монашеского общежития.

 


Справка

В работе направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней» XXII Международных Рождественских образовательных чтений приняли участие более двухсот монашествующих. Из них:

митрополиты – 3, архиепископы – 3, епископы – 3, схиархимандриты – 3, архимандриты – 17 (из них ставропигиальных монастырей – 5), игумены – 26, игумении – 45, иеромонахи – 25, иеродиаконы – 2, братия и сестры – 84 человека; а также 5 протоиереев, 2 иерея и свыше 50 мирян.

 

Использован материал сайта novodev.msk.ru

КАЛЕНДАРЬ

Иерон Мелитинский, мч.
7 ноября / 20 ноября

Седмица 25-я по Пятидесятнице. Мучеников в Мелитине. Прп. Лазаря Галисийского (1053).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

© 2013 - 2017. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви