1Когда Марина месяц назад попала в храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме, то именно в те минуты особого духовного подъема, минуты волнения и радости у нее сложилась в голове ясная картина будущих композиций на пасхальную тему, о которых ей говорила накануне сестра Галина. Они, Марина Политанская и Галина Хрисанова, сестры-близнецы, выпускницы Высшего художественного училища анимации, много лет подряд делают к празднику Рождества Христова рождественские вертепы для московских храмов и храмов Подмосковья, для детских приютов и воскресных школ.

А один вертеп даже пришлось переправлять за океан – в американский город Чикаго. Бывший мэр этого мегаполиса – человек весьма преклонных лет – увидел на фотоснимках работы московских сестер-художниц и тут же заказал им рождественский вертеп для своей обширной коллекции вертепов, собранных им в разных уголках мира.

Но к пасхальной тематике сестры до нынешнего года не обращались. Хотя была у них мысль, что кукольные композиции, которые они делают из современного профессионального материала – пластика – и одевают кукол в специально состариваемые одежды, стремясь передать дух давнего времени, должны представлять не только праздник Рождества Христова, а весь богослужебный церковный год.

2И там, на Святой Земле, Марина ясно увидела перед глазами композицию, за выполнение которой ей захотелось взяться как можно быстрее: пещера Воскресения, на камне – Ангел Господень в белом одеянии – вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. 28, 3), и к нему обращают свои взоры жены-мироносицы.

028Мы сидим с Мариной в мастерских Новодевичьего женского монастыря в Москве. Моя собеседница оживленно рассказывает, что в дни, когда они ведут здесь с сестрой занятия для ребят из воскресной школы при обители, в этих двух комнатах бывает так многолюдно, что невольно вспоминается русская поговорка: «Яблоку негде упасть». Приходят на занятия не только дети. Приходит сюда немало пап и мам, заинтересованных увлекательным творческим процессом. С охотой занимаются в мастерской и собственные ребятишки сестер-близнецов. «Их у нас пятеро на двоих, – улыбается Марина. – У меня две дочки, у Гали трое мальчишек». Еще стараются освоить новый для них вид искусства несколько насельниц монастыря и прихожан. Одна из прихожанок, которую Господь посетил скорбями (похоронила мужа, сама сильно болеет), так увлеклась куклами, что слепила уже, наверное, около двадцати фигурок. Лепит из пластика, шьет им одежду, делает обувку и радуется, что в такие часы, минуты удается забыть об изнуряющей болезни. Творческий процесс с молитвой на устах приносит великое утешение Ольге Сергеевне Зорик.

3Марина и Галина – прихожанки московского храма Преподобного Марона Сирийского в Старых Панех. Пришли они туда совсем юными – сразу после окончания школы. И настоятель храма протоиерей Александр Марченков – удивительный московский пастырь, настоящий подвижник – стал их духовным отцом. «В начале девяностых годов была благодать призывающая, – замечает Марина. – Мы это остро почувствовали. Помню, как люди шли и шли в спасительную ограду церкви, обращаясь к Богу со всей горячностью пробудившегося сердца».

027Таких сердец в России было тогда великое множество. Со временем девушки привели к вере своих родителей. Те, живя в атеистическом обществе, как и многие их современники, думали о лучшем будущем, которое когда-нибудь наступит, но вовсе не задумывались о вечности, хотя у мамы дед был священником. А вот для ребятишек сестер-близнецов богослужения, причастие, общение с верующими – все это с малых лет является неотъемлемой частью их жизни. Марина просто и искренне рассказала мне, что ее младшая дочь, семилетняя Людочка, – инвалид. У нее задержка речевого развития. Но как же любит малышку ее старшая сестричка и какой трогательной заботой окружают девочку двоюродные братья, старшему из которых одиннадцать лет! Да и в церкви девочка ощущает такую же родственную связь со всеми, потому что приход отца Александра известен своей сплоченностью: любовь и доброта с самого начала составляют его наипрочнейшую основу. Кстати, два иерея, клирики этой церкви, прежде были ее прихожанами, затем приняли священный сан. Так что всем все тут родное, духовно близкое и значимое...

Теперь же столь сильным центром притяжения – благодатным местом, где хочется трудиться и трудиться, передавать свои знания и раскрывать секреты мастерства всем интересующимся, – стал для Марины и Галины Новодевичий женский монастырь. Попали они сюда следующим образом: супруга отца Александра Марченкова, матушка Анна, – творческий человек, реставратор по профессии – рассказала настоятельнице обители игумении Маргарите (Феоктистовой), что две молодые женщины – воцерковленные, с художественным образованием – успешно делают рождественские вертепы для православных храмов. (А такие вертепы, красочно иллюстрирующие духовное содержание праздника, до революции 1917 года в России были очень популярны.) Матушке настоятельнице работы сестер, увиденные ею на снимках, а также коллекционные куклы, которых те привезли с собой на показ, понравились, и игумения пригласила художниц в монастырские мастерские.

029Конечно, сестры несказанно обрадовались. Во-первых, работать в домашней обстановке было проблематично, потому что только разложишь материал, только начнешь что-то делать, как приходит время обеда – нужно кормить детей. А значит, надо все убирать со стола. Во-вторых, обучать ребят из воскресной школы – пытливых, со своим уникальным видением мира, задающих замечательные вопросы – это в радость. И в-третьих, такие перспективы перед Мариной и Галиной открылись!

Много волнующих минут пережили в Новодевичьем монастыре Марина и Галина за два с небольшим года, что они здесь трудятся. Но в череде разных событий особое место занимает посещение мастерской митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. До глубины души близняшек тронуло то, как неторопливо, с неподдельным интересом владыка Ювеналий рассматривал их необычные работы, как он внимательно слушал рассказ сестер об этом когда-то процветавшем в России виде творчества, а затем с теплотой произнес: «Спаси вас Господи, сестры!» и благословил на дальнейшие труды. Благословение архипастыря их окрылило.

4Во время нашей встречи все помыслы сестер-умелиц были направлены на пасхальные композиции. Они вспоминали дореволюционные открытки с изображением ребятишек, стоящих с зажженными свечами, и трогательных в своей простоте бабушек в платочках, несущих освящать куличи, крашеные яйца, и самим хотелось сделать что-то в этом духе, только объемное – с куклами и радующим глаз весенним пейзажем, свидетельствующим о пробуждении природы после долгого зимнего сна.

Кстати, на Пасху в русском Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон воссияет огромная икона благоверного великого князя Игоря Черниговского, написанная Галиной Хрисановой. Если Марина Политанская, кроме кукол, занимается ювелирной работой, связанной с украшениями для храма в серебре (она украшала лжицы, кресты, чашу, мощевик), то ее сестра пишет иконы. Духовник монастыря Святого Пантелеимона иеромонах Макарий сам родом из Чернигова и очень почитает святого, который, желая справедливо править народом, защищать его, вступил в первой половине XII века в борьбу за киевское княжение и мученическим подвигом искупил наследственный грех жестоких княжеских междоусобиц.

«Прежде чем везти икону на Афон, прихожане нашего храма показали ее схиархимандриту Илию из Оптиной пустыни, – сказала Марина. – А для Гали князь-страстотерпец Игорь Черниговский особенно близок потому, что ее мужа зовут Игорем. Сестра написала уже не один образ этого святого – скорого помощника в скорбях и невзгодах. Мы на своем небольшом духовном опыте убедились, что когда начали горячо молиться страстотерпцу, читать акафист, то многое в нашей жизни стало меняться в лучшую сторону».

...Это знакомство состоялось во время Великого поста, а у меня на душе была пасхальная радость. Потому что при встрече с такими людьми видишь, как велико богатство нашей Церкви. И какими бы агрессивными ни были нападки на Православную Церковь, как бы глобализированный мир ни пытался вырвать из людских сердец самое сокровенное и втоптать его в грязь, ничего у него не получится, потому что к спасительному учению Христа приходят все новые и новые поколения. И свидетельство тому – пример сестер-близнецов, которые привели к вере и своих родителей, и своих детей.

Фото В. ХОДАКОВА


Использован материал сайта zelen-hram.ru

КАЛЕНДАРЬ

Никифор Антиохийский, Сирский, мч.
9 февраля / 22 февраля

Полиелейная служба свт. Тихона может быть перенесена на субботу, 11 февраля.
Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обре́тение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Обре́тение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1992).
Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прпп. Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеозерских. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Василия Измайлова пресвитера (1930); сщмч. Иоанна Фрязинова пресвитера (1938).

© 2013 - 2018. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви