1Когда Марина месяц назад попала в храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме, то именно в те минуты особого духовного подъема, минуты волнения и радости у нее сложилась в голове ясная картина будущих композиций на пасхальную тему, о которых ей говорила накануне сестра Галина. Они, Марина Политанская и Галина Хрисанова, сестры-близнецы, выпускницы Высшего художественного училища анимации, много лет подряд делают к празднику Рождества Христова рождественские вертепы для московских храмов и храмов Подмосковья, для детских приютов и воскресных школ.

А один вертеп даже пришлось переправлять за океан – в американский город Чикаго. Бывший мэр этого мегаполиса – человек весьма преклонных лет – увидел на фотоснимках работы московских сестер-художниц и тут же заказал им рождественский вертеп для своей обширной коллекции вертепов, собранных им в разных уголках мира.

Но к пасхальной тематике сестры до нынешнего года не обращались. Хотя была у них мысль, что кукольные композиции, которые они делают из современного профессионального материала – пластика – и одевают кукол в специально состариваемые одежды, стремясь передать дух давнего времени, должны представлять не только праздник Рождества Христова, а весь богослужебный церковный год.

2И там, на Святой Земле, Марина ясно увидела перед глазами композицию, за выполнение которой ей захотелось взяться как можно быстрее: пещера Воскресения, на камне – Ангел Господень в белом одеянии – вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. 28, 3), и к нему обращают свои взоры жены-мироносицы.

028Мы сидим с Мариной в мастерских Новодевичьего женского монастыря в Москве. Моя собеседница оживленно рассказывает, что в дни, когда они ведут здесь с сестрой занятия для ребят из воскресной школы при обители, в этих двух комнатах бывает так многолюдно, что невольно вспоминается русская поговорка: «Яблоку негде упасть». Приходят на занятия не только дети. Приходит сюда немало пап и мам, заинтересованных увлекательным творческим процессом. С охотой занимаются в мастерской и собственные ребятишки сестер-близнецов. «Их у нас пятеро на двоих, – улыбается Марина. – У меня две дочки, у Гали трое мальчишек». Еще стараются освоить новый для них вид искусства несколько насельниц монастыря и прихожан. Одна из прихожанок, которую Господь посетил скорбями (похоронила мужа, сама сильно болеет), так увлеклась куклами, что слепила уже, наверное, около двадцати фигурок. Лепит из пластика, шьет им одежду, делает обувку и радуется, что в такие часы, минуты удается забыть об изнуряющей болезни. Творческий процесс с молитвой на устах приносит великое утешение Ольге Сергеевне Зорик.

3Марина и Галина – прихожанки московского храма Преподобного Марона Сирийского в Старых Панех. Пришли они туда совсем юными – сразу после окончания школы. И настоятель храма протоиерей Александр Марченков – удивительный московский пастырь, настоящий подвижник – стал их духовным отцом. «В начале девяностых годов была благодать призывающая, – замечает Марина. – Мы это остро почувствовали. Помню, как люди шли и шли в спасительную ограду церкви, обращаясь к Богу со всей горячностью пробудившегося сердца».

027Таких сердец в России было тогда великое множество. Со временем девушки привели к вере своих родителей. Те, живя в атеистическом обществе, как и многие их современники, думали о лучшем будущем, которое когда-нибудь наступит, но вовсе не задумывались о вечности, хотя у мамы дед был священником. А вот для ребятишек сестер-близнецов богослужения, причастие, общение с верующими – все это с малых лет является неотъемлемой частью их жизни. Марина просто и искренне рассказала мне, что ее младшая дочь, семилетняя Людочка, – инвалид. У нее задержка речевого развития. Но как же любит малышку ее старшая сестричка и какой трогательной заботой окружают девочку двоюродные братья, старшему из которых одиннадцать лет! Да и в церкви девочка ощущает такую же родственную связь со всеми, потому что приход отца Александра известен своей сплоченностью: любовь и доброта с самого начала составляют его наипрочнейшую основу. Кстати, два иерея, клирики этой церкви, прежде были ее прихожанами, затем приняли священный сан. Так что всем все тут родное, духовно близкое и значимое...

Теперь же столь сильным центром притяжения – благодатным местом, где хочется трудиться и трудиться, передавать свои знания и раскрывать секреты мастерства всем интересующимся, – стал для Марины и Галины Новодевичий женский монастырь. Попали они сюда следующим образом: супруга отца Александра Марченкова, матушка Анна, – творческий человек, реставратор по профессии – рассказала настоятельнице обители игумении Маргарите (Феоктистовой), что две молодые женщины – воцерковленные, с художественным образованием – успешно делают рождественские вертепы для православных храмов. (А такие вертепы, красочно иллюстрирующие духовное содержание праздника, до революции 1917 года в России были очень популярны.) Матушке настоятельнице работы сестер, увиденные ею на снимках, а также коллекционные куклы, которых те привезли с собой на показ, понравились, и игумения пригласила художниц в монастырские мастерские.

029Конечно, сестры несказанно обрадовались. Во-первых, работать в домашней обстановке было проблематично, потому что только разложишь материал, только начнешь что-то делать, как приходит время обеда – нужно кормить детей. А значит, надо все убирать со стола. Во-вторых, обучать ребят из воскресной школы – пытливых, со своим уникальным видением мира, задающих замечательные вопросы – это в радость. И в-третьих, такие перспективы перед Мариной и Галиной открылись!

Много волнующих минут пережили в Новодевичьем монастыре Марина и Галина за два с небольшим года, что они здесь трудятся. Но в череде разных событий особое место занимает посещение мастерской митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. До глубины души близняшек тронуло то, как неторопливо, с неподдельным интересом владыка Ювеналий рассматривал их необычные работы, как он внимательно слушал рассказ сестер об этом когда-то процветавшем в России виде творчества, а затем с теплотой произнес: «Спаси вас Господи, сестры!» и благословил на дальнейшие труды. Благословение архипастыря их окрылило.

4Во время нашей встречи все помыслы сестер-умелиц были направлены на пасхальные композиции. Они вспоминали дореволюционные открытки с изображением ребятишек, стоящих с зажженными свечами, и трогательных в своей простоте бабушек в платочках, несущих освящать куличи, крашеные яйца, и самим хотелось сделать что-то в этом духе, только объемное – с куклами и радующим глаз весенним пейзажем, свидетельствующим о пробуждении природы после долгого зимнего сна.

Кстати, на Пасху в русском Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон воссияет огромная икона благоверного великого князя Игоря Черниговского, написанная Галиной Хрисановой. Если Марина Политанская, кроме кукол, занимается ювелирной работой, связанной с украшениями для храма в серебре (она украшала лжицы, кресты, чашу, мощевик), то ее сестра пишет иконы. Духовник монастыря Святого Пантелеимона иеромонах Макарий сам родом из Чернигова и очень почитает святого, который, желая справедливо править народом, защищать его, вступил в первой половине XII века в борьбу за киевское княжение и мученическим подвигом искупил наследственный грех жестоких княжеских междоусобиц.

«Прежде чем везти икону на Афон, прихожане нашего храма показали ее схиархимандриту Илию из Оптиной пустыни, – сказала Марина. – А для Гали князь-страстотерпец Игорь Черниговский особенно близок потому, что ее мужа зовут Игорем. Сестра написала уже не один образ этого святого – скорого помощника в скорбях и невзгодах. Мы на своем небольшом духовном опыте убедились, что когда начали горячо молиться страстотерпцу, читать акафист, то многое в нашей жизни стало меняться в лучшую сторону».

...Это знакомство состоялось во время Великого поста, а у меня на душе была пасхальная радость. Потому что при встрече с такими людьми видишь, как велико богатство нашей Церкви. И какими бы агрессивными ни были нападки на Православную Церковь, как бы глобализированный мир ни пытался вырвать из людских сердец самое сокровенное и втоптать его в грязь, ничего у него не получится, потому что к спасительному учению Христа приходят все новые и новые поколения. И свидетельство тому – пример сестер-близнецов, которые привели к вере и своих родителей, и своих детей.

Фото В. ХОДАКОВА


Использован материал сайта zelen-hram.ru

КАЛЕНДАРЬ

Петр Афонский, прп.
12 июня / 25 июня

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734).
Обре́тение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV–XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).
Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33.  Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.  Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Устав соединения воскресной службы со службами святых или праздников изложен в 3, 4 и 5-й главах Типикона.

© 2013 - 2017. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви