ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПЛАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ «АНСАМБЛЬ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ» И ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКСПЕРТНЫМ СООБЩЕСТВОМ.

Игумения Маргарита (Феоктистова) (Московский Новодевичий монастырь), М.А. Доброновская (Экспертный центр Академии архитектурного наследия)

Уважаемые коллеги!

Управление объектом всемирного наследия «Ансамбль Новодевичьего монастыря» представляет собой уникальный пример эффективного взаимодействия Российского государства с Русской Православной Церковью (РПЦ) на протяжении всей его почти 500-летней истории. Созданный по обету Великого князя Московского Василия III в 1524 г., в течение нескольких столетий Новодевичий монастырь считался «царским», и имел о себе особое попечение и заботу царского двора. После революции 1917 г. Новодевичий монастырь не был разрушен, как многие храмы и монастыри России. На его территории почти сразу после трагических событий был образован государственный музей, куда привозили на хранение церковные предметы из разоренных и упраздненных храмов и монастырей. Музейные работники осуществляли ответственное хранение церковной утвари, получившей статус музейных предметов, проводили экскурсии по монастырю. Интересно, что многие монахини Новодевичьего монастыря не ушли из него после закрытия, а устроились на работу в музей, трудились на различных должностях, молились и поддерживали духовную жизнь в монастыре.

В 2004 г. по инициативе Государственного исторического музея (ГИМ), филиалом которого был тогда Новодевичий монастырь, ансамбль Новодевичьего монастыря был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010 г. ансамбль был передан в пользование Московской епархии РПЦ. В 2014 г. Московская епархия разработала Ретроспективную формулировку выдающейся универсальной ценности объекта и передала ее в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку и после передачи монастыря Русской Православной Церкви статус объекта оставался самым высоким, в 2016 г. по заказу Минкультуры РФ в тесном взаимодействии с пользователем объекта – Московской епархией РПЦ – был разработан план управления объектом всемирного наследия.

В этом докладе мы хотели бы поделиться нашим опытом в разработке плана управления Ансамбля Новодевичьего монастыря, поскольку некоторые из вопросов взаимодействия с международными органами охраны культурного наследия, могут быть интересными и важными для этой аудитории.

В первую очередь представим особенности практического взаимодействия с ИКОМОС, юридическую силу планов управления в рамках ЮНЕСКО и, наконец, вопрос координации между заинтересованными сторонами.

Временные параметры разработки плана управления объектом всемирного наследия «Ансамбль Новодевичьего монастыря».

 

Дата

Статус плана управления

Август 2016

Начало работы

Декабрь 2016

Первая версия сдана госзаказчику (Минкультуры России)

Февраль 2017

Первая версия отправлена в Центр Всемирного Наследия

Июль 2017

Встреча с экспертами ИКОМОС

Декабрь 2017

Окончательная версия сдана в Центр Всемирного Наследия

Февраль 2018

Получены комментарии ИКОМОС

Апрель 2018

Третья версия отправлена в Центр Всемирного Наследия

g1

Как можно видеть на этой временной шкале, мы представили наш план Центру всемирного наследия в феврале 2017 года. Отзыв о плане от ICOMOS был получен спустя год, в феврале 2018 года. Мы благодарны экспертам ICOMOS за комментарии, поскольку, во-первых, в целом, оценка плана управления очень позитивна. Во-вторых, комментарии оказались для нас очень полезными. Конструктивная критика и рекомендации были конкретными, что, несомненно, поможет улучшить план. Некоторые из рекомендаций имеют чисто технический характер, например, редактирование и добавление дополнительных карт. Но есть и более фундаментальные, на которых необходимо остановиться.

Как было сказано выше, комментарии ИКОМОС были полезными, но хотелось бы получить их раньше. Из представленной выше таблицы видно, что мы встретились с экспертами ICOMOS в июле 2017 года. Совещанием было продуктивным, и полученные комментарии были использованы нами, чтобы улучшить план. Срок сдачи плана в Министерство культуры Российской Федерации был очень жестким. Окончательную версию плана мы должны были представить в декабре 2017 года, за два месяца до того, как мы получили обратную связь с ИКОМОС по исходной версии. В результате, комментарии, которые мы получили от ИКОМОС в феврале 2018 года, касались уже устаревшей первой версии плана. Однако, мы выполнили эти рекомендации, и несколько дней назад мы отправили откорректированную версию в Центр всемирного наследия. Надеемся, что к моменту получения следующего раунда комментариев наш еще план не окажется устаревшим. Сказанное выше показывает, что мы находимся в так называемой вынужденной «временной» петле с ICOMOS, все время отставая друг от друга. Между тем, российские государственные органы охраны культурного наследия не могут принять План управления объектом до его утверждения Центром всемирного наследия.

Для решения проблемы мы предлагаем рассмотреть возможность создания интерактивной системы онлайн-мониторинга и реагирования, которая позволит контролировать состояние и динамику продвижения Плана управления через экспертизу ИКОМОС. Эта система могла бы быть открытой и видимой для всех государств-участников Конвенции об охране объектов всемирного культурного и природного наследия, и показывала бы прохождение плана через различные этапы его рассмотрения. В данном случае, при входе на страницу Ансамбля Новодевичьего монастыря на веб-сайте Центра всемирного наследия, мы можем увидеть примерную таблицу:

Дата

Статус Плана управления

Январь 2019

Сдан в Центр Всемирного Наследия

Подготовлен к передаче в ИКОМОС

Передан в ИКОМОС

Передан международному эксперту для рассмотрения

Находится на рассмотрении у эксперта

Передан в ИКОМОС

Передан в Центр Всемирного Наследия

Передан стране-разработчику плана управления с комментариями

Реализация данного предложения даст полное понимание, на какой стадии находится разработка плана управления и его согласование с международным экспертным сообществом и Центром Всемирного наследия. Это будет эффективным инструментом для планирования работы над документом. На нашем примере видно, что, если бы автор разработки плана управления заранее знал, что получит комментарии ИКОМОС только в феврале 2018 года, то можно было бы пролонгировать работу над планом, не сдавая документ в Департамент охраны культурного наследия Минкультуры России в декабре 2017 года, и сдать План управления госзаказчику позже, но уже с учетом полученных комментариев.  

Также, считаем целесообразным предложить Центру всемирного наследия разработать порядок и форму (способ) взаимодействия национальных координатора, пользователей объектов и разработчиков планов управления с международными экспертами через Интернет, сохраняя при необходимости, конфиденциальность информации, представленной в сети, если у эксперта есть вопросы или нужны дополнительные материалы. Это бы ускорило и оптимизировало процесс взаимодействия всех заинтересованных сторон с ИКОМОС.

Следующий вопрос, который важно сегодня обсудить, связан с юридической проблемой. В частности, какую юридическую силу имеет план управления для национального координатора и пользователя объекта? Так, мы получили этот вопрос от ИКОМОС: каков юридический статус вашего Плана управления? Но в настоящее время мы не можем ответить на этот вопрос, потому что неясно, какую юридическую силу Центр всемирного наследия предоставляет Планам управления. Например, периодические отчеты пользователей объектов являются официальными документами, и государства-участники должны представлять их в Центр Всемирного наследия регулярно, каждые несколько лет, а Центр всемирного наследия утверждает их на своих ежегодных сессиях. Однако, это не относится к Планам управления. Таким образом, если План управления не будет одобрен на ежегодной сессии Центра всемирного наследия, он также не будет признан юридическим документом внутри страны. Конечно, это не означает, что заинтересованные стороны не смогут его выполнить. В случае ансамбля Новодевичьего монастыря заинтересованные стороны выполняли и будут выполнять его в пределах своих полномочий и компетенции, поскольку они уже подтвердили свои намерения в реализации запланированных мероприятий. Несомненно, большим положительным моментом для пользователя объекта является принятие Правительством России различных нормативно-правовых акт, которые должны быть исполнены всеми заинтересованными сторонами, например, Указ Президента России создании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 500-летнего юбилея Новодевичьего монастыря и Распоряжение Правительства Российской Федерации о комплексе мер по сохранению особо ценного объекта культурного наследия. И, конечно же, представители государственных органов охраны культурного наследия, Московской Епархии Русской православной церкви и все заинтересованные стороны приложат все усилия, чтобы выполнить решения Президента и Правительства, выполнив, таким образом, и весь план управления объектом. Тем не менее, было бы полезно определить юридический статус планов управления на уровне Центра всемирного наследия.

И последнее наблюдение. Схема взаимодействия основных заинтересованных сторон, вовлеченных в реализацию плана управления ансамблем Новодевичьего монастыря, довольно сложная. Наш опыт общения с ними показывает, и мы полностью согласны с ICOMOS, что ключом к успешному управлению является организация этого взаимодействия. Было бы полезно иметь постоянную должность координатора, который будет организовывать взаимодействие между заинтересованными сторонами, и у кого будет право вносить коррективы в план и проверять его выполнение. Это особенно важно для религиозных объектов. Сейчас Московская епархия и Главное управление государственной охраны культурного наследия разделяют ответственность за взаимодействие с заинтересованными сторонами. Тем не менее, мы считаем, что необходим координатор. Пока неясно, как это организовать, и мы хотели бы знать, какие решения находят наши коллеги из других стран. И если у нас будет поддержка со стороны Центра всемирного наследия и ИКОМОС, это может помочь установить такую должность.

Это наши мысли и наблюдения, которые вытекают из двухлетнего опыта работы над Планом управления ансамблем Новодевичьего монастыря, и мы с нетерпением ждем ваших комментариев, мнений и предложений и будем рады обсудить их. 

 

КАЛЕНДАРЬ

11 января / 24 января

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456).
Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).
Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932).
Елецкой иконы Божией Матери (1060).
Утр. – Лк., 24 зач., VI, 17–23. Лит. – Евр., 326 зач., X, 35 – XI, 7. Мк., 39 зач., IX, 10–16.  Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15.  Мф., 43 зач., XI, 27–30.

© 2013 - 2019. Церковный музей Московской епархии
Русской Православной Церкви