После того как в 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московский Новодевичий монастырь после 70-летнего перерыва был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.

Новодевичья обитель издавна славилась мастерством своих золотошвей и белошвей. Традиции лицевого шитья были заложены в обители ее первоначальницей - преподобной Еленой (Девочкиной) - и хранились в монастырских мастерских, передаваясь монахинями из поколения в поколение. Этот вид прикладного искусства издавна был для русской женщины средневековья одной из немногих доступных для нее сфер приложения способностей и раскрытия художественных дарований.

Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительниц

ы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.

С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.

КАЛЕНДАРЬ

Аввакум прор.
2 декабря / 15 декабря

Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.).
Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367).
Сщмч. Матфея Александрова пресвитера (1921); сщмч. Димитрия Благовещенского пресвитера и прп. Веры Графовой исп. (1932); сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского, сщмчч. Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына пресвитеров, прмчч. Данакта Калашникова, Космы Магды, прмцц. Маргариты Закачуриной, Тамары Проворкиной, Антонины Степановой и Марии Журавлевой, мц. Матроны Конюховой (1937); прмц. Марии Цейтлин (1938); мч. Бориса Успенского (1942).

© 2013 - 2017. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви