После того как в 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московский Новодевичий монастырь после 70-летнего перерыва был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.

Новодевичья обитель издавна славилась мастерством своих золотошвей и белошвей. Традиции лицевого шитья были заложены в обители ее первоначальницей - преподобной Еленой (Девочкиной) - и хранились в монастырских мастерских, передаваясь монахинями из поколения в поколение. Этот вид прикладного искусства издавна был для русской женщины средневековья одной из немногих доступных для нее сфер приложения способностей и раскрытия художественных дарований.

Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительниц

ы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.

С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.

КАЛЕНДАРЬ

8 мая / 21 мая

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98–117).
Седмица 7-я по Пасхе. Прп. Арсения Великого (449–450).
Прпп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах.
Мч. Никифора Зайцева (1942).
Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Деян., 45 зач., XXI, 8–14. Ин., 49 зач., XIV, 27 – XV, 7.  Ап.: 1 Ин., 68 зач., I, 1–7.  Ин., 61 зач., XIX, 25–27; XXI, 24–25.

© 2013 - 2018. Церковный музей Московской епархии
Русской Православной Церкви