После того как в 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московский Новодевичий монастырь после 70-летнего перерыва был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.

Новодевичья обитель издавна славилась мастерством своих золотошвей и белошвей. Традиции лицевого шитья были заложены в обители ее первоначальницей - преподобной Еленой (Девочкиной) - и хранились в монастырских мастерских, передаваясь монахинями из поколения в поколение. Этот вид прикладного искусства издавна был для русской женщины средневековья одной из немногих доступных для нее сфер приложения способностей и раскрытия художественных дарований.

Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительниц

ы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.

С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.

КАЛЕНДАРЬ

10 июля / 23 июля

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Прпп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских.
Сщмчч. Василия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефана Луканина пресвитеров, Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского диаконов (1918).
Коневской иконы Божией Матери.
Утр. – Мф., 112 зач., XXVII, 27–3268. Лит. – 1 Кор., 150 зач., XI, 31 – XII, 6. Мф., 74 зач., XVIII, 1–11.  Ризы69 (под зачало): 1 Кор., 125 зач., I, 18–24.  Мк., 67 зач., XV, 16–32.  Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.  Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

© 2013 - 2018. Церковный музей Московской епархии
Русской Православной Церкви