1В каждом празднике церковного календаря есть своя неповторимая запоминающаяся особенность. На Пасху пекут куличи, на Троицу храмы украшают березовыми веточками, а неотъемлемой традицией Рождества Христова стали Рождественские вертепы.

Рождественский вертеп удивительной красоты и непривычно большого размера, установленный в Успенской церкви Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря Москвы, не оставляет равнодушными прихожан и паломников обители. Прообраз первого земного убежища Спасителя как бы зримо напоминает нам о событии, разделившем мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Благодаря внутренней подсветке, в пещере можно увидеть изображения фигур Святого Семейства, вифлеемских пастушков и волхвов, искусно сделанных животных. Над пещерой парят два ангела со звездой. Выполнен вертеп в мастерских Новодевичьего монастыря сестрами-близнецами Мариной Политанской и Галиной Хрисановой. К слову сказать, в минувшем году Марина Политанская по благословению игуменииВолхвы обители Маргариты (Феоктистовой) участвовала в XXI Международных Рождественских образовательных чтениях. В рамках секции «Деятельный ответ монашества на вызовы современного общества» Марина познакомила собравшихся с творчеством мастерских обители.

1Когда Марина месяц назад попала в храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме, то именно в те минуты особого духовного подъема, минуты волнения и радости у нее сложилась в голове ясная картина будущих композиций на пасхальную тему, о которых ей говорила накануне сестра Галина. Они, Марина Политанская и Галина Хрисанова, сестры-близнецы, выпускницы Высшего художественного училища анимации, много лет подряд делают к празднику Рождества Христова рождественские вертепы для московских храмов и храмов Подмосковья, для детских приютов и воскресных школ.

А один вертеп даже пришлось переправлять за океан – в американский город Чикаго. Бывший мэр этого мегаполиса – человек весьма преклонных лет – увидел на фотоснимках работы московских сестер-художниц и тут же заказал им рождественский вертеп для своей обширной коллекции вертепов, собранных им в разных уголках мира.

Но к пасхальной тематике сестры до нынешнего года не обращались. Хотя была у них мысль, что кукольные композиции, которые они делают из современного профессионального материала – пластика – и одевают кукол в специально состариваемые одежды, стремясь передать дух давнего времени, должны представлять не только праздник Рождества Христова, а весь богослужебный церковный год.

КАЛЕНДАРЬ

Димитрий Прилуцкий, прп.
11 февраля / 24 февраля

Литургия св. Иоанна Златоуста.
Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прп. Кассиана Босого (1532).
Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

© 2013 - 2018. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви