1В каждом празднике церковного календаря есть своя неповторимая запоминающаяся особенность. На Пасху пекут куличи, на Троицу храмы украшают березовыми веточками, а неотъемлемой традицией Рождества Христова стали Рождественские вертепы.

Рождественский вертеп удивительной красоты и непривычно большого размера, установленный в Успенской церкви Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря Москвы, не оставляет равнодушными прихожан и паломников обители. Прообраз первого земного убежища Спасителя как бы зримо напоминает нам о событии, разделившем мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Благодаря внутренней подсветке, в пещере можно увидеть изображения фигур Святого Семейства, вифлеемских пастушков и волхвов, искусно сделанных животных. Над пещерой парят два ангела со звездой. Выполнен вертеп в мастерских Новодевичьего монастыря сестрами-близнецами Мариной Политанской и Галиной Хрисановой. К слову сказать, в минувшем году Марина Политанская по благословению игуменииВолхвы обители Маргариты (Феоктистовой) участвовала в XXI Международных Рождественских образовательных чтениях. В рамках секции «Деятельный ответ монашества на вызовы современного общества» Марина познакомила собравшихся с творчеством мастерских обители.

1Когда Марина месяц назад попала в храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме, то именно в те минуты особого духовного подъема, минуты волнения и радости у нее сложилась в голове ясная картина будущих композиций на пасхальную тему, о которых ей говорила накануне сестра Галина. Они, Марина Политанская и Галина Хрисанова, сестры-близнецы, выпускницы Высшего художественного училища анимации, много лет подряд делают к празднику Рождества Христова рождественские вертепы для московских храмов и храмов Подмосковья, для детских приютов и воскресных школ.

А один вертеп даже пришлось переправлять за океан – в американский город Чикаго. Бывший мэр этого мегаполиса – человек весьма преклонных лет – увидел на фотоснимках работы московских сестер-художниц и тут же заказал им рождественский вертеп для своей обширной коллекции вертепов, собранных им в разных уголках мира.

Но к пасхальной тематике сестры до нынешнего года не обращались. Хотя была у них мысль, что кукольные композиции, которые они делают из современного профессионального материала – пластика – и одевают кукол в специально состариваемые одежды, стремясь передать дух давнего времени, должны представлять не только праздник Рождества Христова, а весь богослужебный церковный год.

КАЛЕНДАРЬ

9 мая / 22 мая

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).
Седмица 6-я по Пасхе. Прор. Исаии (VIII в. до Р. Х.). Мч. Христофора (ок. 250). Прп. Иосифа Оптинского (1911).
Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.).
Сщмч. Димитрия Воскресенского пресвитера (1938); сщмч. Василия Колосова пресвитера (1939).
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Деян., 39 зач., XVII, 1–15. Ин., 40 зач., XI, 47–57.  Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21.  Лк., 24 зач., VI, 17–23.
В понедельник и вторник этой седмицы, на утрене, если поется великое славословие, катавасия «Воскресения день…».

© 2013 - 2017. Церковный музей Московской eпархии
Русской Православной Церкви