1В каждом празднике церковного календаря есть своя неповторимая запоминающаяся особенность. На Пасху пекут куличи, на Троицу храмы украшают березовыми веточками, а неотъемлемой традицией Рождества Христова стали Рождественские вертепы.

Рождественский вертеп удивительной красоты и непривычно большого размера, установленный в Успенской церкви Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря Москвы, не оставляет равнодушными прихожан и паломников обители. Прообраз первого земного убежища Спасителя как бы зримо напоминает нам о событии, разделившем мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Благодаря внутренней подсветке, в пещере можно увидеть изображения фигур Святого Семейства, вифлеемских пастушков и волхвов, искусно сделанных животных. Над пещерой парят два ангела со звездой. Выполнен вертеп в мастерских Новодевичьего монастыря сестрами-близнецами Мариной Политанской и Галиной Хрисановой. К слову сказать, в минувшем году Марина Политанская по благословению игуменииВолхвы обители Маргариты (Феоктистовой) участвовала в XXI Международных Рождественских образовательных чтениях. В рамках секции «Деятельный ответ монашества на вызовы современного общества» Марина познакомила собравшихся с творчеством мастерских обители.

1Когда Марина месяц назад попала в храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме, то именно в те минуты особого духовного подъема, минуты волнения и радости у нее сложилась в голове ясная картина будущих композиций на пасхальную тему, о которых ей говорила накануне сестра Галина. Они, Марина Политанская и Галина Хрисанова, сестры-близнецы, выпускницы Высшего художественного училища анимации, много лет подряд делают к празднику Рождества Христова рождественские вертепы для московских храмов и храмов Подмосковья, для детских приютов и воскресных школ.

А один вертеп даже пришлось переправлять за океан – в американский город Чикаго. Бывший мэр этого мегаполиса – человек весьма преклонных лет – увидел на фотоснимках работы московских сестер-художниц и тут же заказал им рождественский вертеп для своей обширной коллекции вертепов, собранных им в разных уголках мира.

Но к пасхальной тематике сестры до нынешнего года не обращались. Хотя была у них мысль, что кукольные композиции, которые они делают из современного профессионального материала – пластика – и одевают кукол в специально состариваемые одежды, стремясь передать дух давнего времени, должны представлять не только праздник Рождества Христова, а весь богослужебный церковный год.

КАЛЕНДАРЬ

10 июля / 23 июля

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Прпп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских.
Сщмчч. Василия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефана Луканина пресвитеров, Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского диаконов (1918).
Коневской иконы Божией Матери.
Утр. – Мф., 112 зач., XXVII, 27–3268. Лит. – 1 Кор., 150 зач., XI, 31 – XII, 6. Мф., 74 зач., XVIII, 1–11.  Ризы69 (под зачало): 1 Кор., 125 зач., I, 18–24.  Мк., 67 зач., XV, 16–32.  Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.  Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

© 2013 - 2018. Церковный музей Московской епархии
Русской Православной Церкви