1В каждом празднике церковного календаря есть своя неповторимая запоминающаяся особенность. На Пасху пекут куличи, на Троицу храмы украшают березовыми веточками, а неотъемлемой традицией Рождества Христова стали Рождественские вертепы.

Рождественский вертеп удивительной красоты и непривычно большого размера, установленный в Успенской церкви Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря Москвы, не оставляет равнодушными прихожан и паломников обители. Прообраз первого земного убежища Спасителя как бы зримо напоминает нам о событии, разделившем мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Благодаря внутренней подсветке, в пещере можно увидеть изображения фигур Святого Семейства, вифлеемских пастушков и волхвов, искусно сделанных животных. Над пещерой парят два ангела со звездой. Выполнен вертеп в мастерских Новодевичьего монастыря сестрами-близнецами Мариной Политанской и Галиной Хрисановой. К слову сказать, в минувшем году Марина Политанская по благословению игуменииВолхвы обители Маргариты (Феоктистовой) участвовала в XXI Международных Рождественских образовательных чтениях. В рамках секции «Деятельный ответ монашества на вызовы современного общества» Марина познакомила собравшихся с творчеством мастерских обители.

2Выпускницы Высшего художественного училища анимации Марина и Галина с 1994 года создают к празднику Рождества Христова вертепы для храмов, детских приютов и воскресных школ. Один из них даже пришлось переправлять за океан – в американский город Чикаго. Бывший мэр многомиллионного города – человек преклонных лет – увидел на фотоснимках работы московских сестер-художниц и тут же заказал им Рождественский вертеп для своей обширной коллекции вертепов, собранных в разных уголках мира.

В Новодевичьем монастыре Марина и Галина ведут занятия для ребят Воскресной школы. Учат изготавливать кукол и кукольные композиции из современного профессионального материала – пластика – и одевать их в специально «состаренные» одежды, чтобы передать дух ушедшего времени. Впрочем, на занятия приходят не только дети: папы и мамы тоже бывают увлечены творческим процессом. С охотой занимаются в мастерской и собственные ребятишки сестер-близнецов. «Их у нас пятеро на двоих, – улыбается Марина. – У меня две дочки, у Гали трое мальчишек». Новый вид искусства стараются освоить несколько сестер монастыря и прихожане.

В свое время настоятельнице Новодевичьей обители понравились работы художниц, и она пригласила их в монастырские мастерские. Сестры, конечно же, с радостью приняли предложение игумении. Творческие люди знают, насколько непросто работать в домашней обстановке. «Бывало, только разложишь материал на столе, – рассказывают сестры, – как приходит время обеда – нужно кормить детей. А значит, надо все убирать. Но, главное, обучать ребят из воскресной школы при обители – пытливых, со своим видением мира – это такая радость!»

Работа над вертепомМного волнующих минут пережили в Новодевичьем монастыре Марина и Галина за три с лишним года, что трудятся здесь. Но в череде разных событий особое место занимает посещение мастерской митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Художниц особенно тронуло, как неторопливо, с неподдельным интересом, рассматривал Владыка их необычные работы, как внимательно слушал рассказ о процветавшем когда-то в России творчестве вертепов, а потом благословил художниц на дальнейшие труды.

К работе над вертепом, который установлен в Успенском храме, сестры-близнецы приступили еще в сентябре прошлого года. И как раз к празднику Рождества Христова успели его закончить.

3В эти дни прихожане и гости монастыря смогут увидеть в выставочных залах монастыря Рождественскую выставку православных кукольных композиций, изготовленных под руководством Марины Политанской и Галины Хрисановой в творческих мастерских обители, а также несколько Рождественских вертепов, сделанных Мариной и Галиной в прежние годы.

Автор: Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков

Использован материал сайта pravmir.ru

 

КАЛЕНДАРЬ

27 ноября / 10 декабря

Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев. чтения 28-й седмицы). Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Пе́рсянина (421). Прп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обре́тение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
Прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV). Прп. Романа (V).
Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мч. Иоанна Емельянова (1937).
Икон Божией Матери «Зна́мение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Евр., 308 зач., III, 5–11, 17–19. Лк., 97 зач., XIX, 37–44.  Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1–7.  Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.  Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17.  Ин., 50 зач., XV, 1–7.

© 2013 - 2018. Церковный музей Московской епархии
Русской Православной Церкви