Обновленная временная выставка «Величай, Душе Деву Пречистую…» приурочена к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, который в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось кратковременным сном. Христос воззвал Богоматерь от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она жива: теперь Она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.

Выставка включает два раздела, в которых представлены Богородичные иконы из собрания Московского Новодевичьего монастыря и образцы лицевого шитья из мастерских Новодевичьей обители.

Первый раздел экспозиции посвящен истории земной жизни Богоматери и прославлению Её в иконографических образах. Через иконы Богородицы раскрываются две темы: догматично-литургический аспект воплощения Мессии через Непорочную Деву и тема материнской любви. Верующему человеку известно, что материнская любовь Пресвятой Богородицы распространяется на каждого, обратившегося к Ней в беде и радости.

Второй раздел повествует об иконографических образах в технике лицевого шитья. Лицевое шитье – вид декоративно-прикладного искусства, распространенного в эпоху Древней Руси. В тот период в основном изготавливали предметы церковного назначения. Выполненные в светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Славились шитьем некоторые женские монастыри. Выставка презентует возрождение традиций лицевого шитья в мастерских Новодевичьей обители на современном историческом этапе.

Среди вышивальщиц были царицы, купеческие жены, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. В Священном Писании косвенно указывается на то, что Пресвятая Богородица искусно владела этим мастерством.

The present newly arranged exhibition «Praise, my soul, the Most Pure Virgin ...» is timed to the great feast of the Dormition of the Most Holy Theotokos, which is generally termed «Summer Pascha». As Christ resurrected on the third day after His death, so the Dormition of the Theotokos turned out to be short. She passed from death to eternal life, and on the third day, the Apostles were made certain that She was alive. From then on, She has always been with us, everywhere present, to comfort and support us.

The exhibition comprises icons of the Theotokos from the collection of the Moscow Novodevichy Convent and samples of pictorial embroider from its workshops.

On the icons the earthly life of the Mother of God is described and glorified. Two main aspects are treated on the icons of the Virgin: the dogmatic-liturgical aspect of the incarnation of the Messiah through the Immaculate Virgin and the theme of Her motherly love. The believer knows that the motherly love of the Most Holy Theotokos embraces all who turns to Her in trouble and joy.

The iconographic images in the technique of pictorial embroidery demonstrate how the traditions of pictorial embroideryare followed and developed in the workshops of the Novodevichy Convent. Pictorial embroideryis a type of decorative and applied art widespread in Ancient Rus, when all the articles designed to be used in church were mainly made in convents. Some convents were famous for their embroidery. The exhibition presents the revival of the traditions of pictorial embroideryin the workshops of the Novodevichy Convent at the present day.

Among the embroiderers there were tsarinas, wives of nobility and merchants as well as common craftswomen. There is indirect evidence in the Holy Scriptures that the Most Holy Theotokos was very skillful in the art of embroidery and sewing.

 

 

КАЛЕНДАРЬ

© 2013 - 2024. Церковный музей Новодевичьего монастыря Русской Православной Церкви